Крещение и миропомазание

КрещениеКрещение —  основополагающее таинство, с которого начинается христианская жизнь человека. В нем он умирает для жизни греховной, плотской и возрождается в жизнь святую, духовную. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится способным к восприятию благодати и через другие таинства.

Святое Крещение — главный залог нашего спасения, ибо, по слову Господа, если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Небесное. (Ин. 3:5).

Великое Таинство Крещения заповедал Сам Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении. Посылая Своих учеников на проповедь, Он сказал: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:18–20).

Прообразом новозаветного Крещения было крещение покаяния во отпущение грехов (Мк. 1:4), которое принял Господь от святого пророка Иоанна Предтечи на реке Иордан. Это событие положило начало спасительному таинству и празднуется Святой Церковью 6/19 января. Сам праздник называется Богоявлением, потому что именно тогда, на Иордане, Пресвятая Троица явила Себя миру: Бог Сын был крещаем как Человек; Бог Отец свидетельствовал с неба: Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Бог Дух Святой в виде голубя снисшел на Крещаемого (см.: Мф. 3:13–17). Так утвердилась вера в Пресвятую Троицу и в Божество Иисуса Христа.

Будучи безгрешен и чист, Христос не нуждался в очищении от грехов: Крещением Своим Он «потопил водами человеческий грех», как поет Святая Церковь, и «освятил естество водное», оскверненное грехом первых людей и последующих поколений. Воспоминая это священное событие, Святая Церковь и теперь силою Святого Духа совершает освящение воды, которую с благоговением употребляют верующие люди.

В день Пятидесятницы апостолы получили Крещение Духом Святым и сами стали совершать Таинство Крещения над уверовавшими во Христа и желающими покаяться, изменить свою жизнь согласно Его учению (см.: Деян. 2:38; 8:38; 10:47–48; 18:8; 19:1–5; 1Кор. 1:14–16).

Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство может совершаться только один раз в жизни. Иногда бывает так, что человек не знает: крещен ли он в детстве или нет. Он должен сообщить об этом священнику перед началом Таинства, и тогда формула Крещения будет звучать иначе: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть…». И если человек был крещен ранее, то таинство не совершится над ним, ибо Единому Богу известно и сокровенное.

Крещение невозможно без веры желающего принять таинство. Спаситель сказал: Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16). Приходящему к купели Крещения не следует искать здесь здоровья, успешности или решения семейных проблем: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Цель Крещения — соединение с Богом, получение Его спасительной благодати.

Крещение — таинство великое и страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая наше исповедание веры и нашу готовность утвердить ее покаянием и решением жить свято.

Апостол Павел, говоря о сокровенной силе таинства, открывает верующей душе основную истину христианства: крестившись, вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3:3–4).

Приняв Святое Крещение, мы… умираем. Умираем для греха. И воскресаем, рождаемся заново для добродетели силою Божией, о чем говорится в Апостольском чтении, звучащем при совершении таинства: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:3–11).

«Крещением сообразуемся Смерти и Воскресению Христову,— пишет святитель Тихон Задонский. — Ибо как Христос умер за грехи наши и восстал плотию, тако мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить Богу».

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав…» — и нам даровал жизнь вечную; и благодать, подаваемая человеку в Крещении,— это плод жертвенной Смерти Христа (см.: Лк. 12:50). В древней Церкви Таинство Крещения было неразрывно связано с пасхальным торжеством. Оглашенные получали Крещение и Миропомазание от Патриарха на вечерне Великой Субботы, когда в храме читались паримии. Затем крещеные торжественно входили в собор вместе с Патриархом при пении «Елицы во Христа крестистеся…» и в ту же ночь на Литургии святителя Василия Великого причащались Святых Христовых Таин.

Крестившемуся даруется отпущение всех грехов — и первородного, и личных, содеянных до Крещения, ибо Бог крестною Смертию Сына Своего изгладил первородный грех и все грехи каждого человека от начала мира и до конца его. В Таинстве Крещения благодатью Святого Духа «восстанавливается сила духа и возвращается ему господство над душой, а через душу — и над телом». Грех теряет насильственную, непреодолимую власть над человеком, которому в Таинстве даются духовная свобода и благодатные силы для борьбы с врагом нашего спасения, действующим теперь на крестившегося извне, искушениями и обманом. Человек получает силу стоять за Истину до смерти, и смерти иногда ужасной и мучительной, что показали своим житием святые мученики.

В Крещении человек освобождается и от вечного проклятия как последствия прирожденного греха, ему возвращается Божие благословение. Крещеные — дети Божии. Если же дети, то и наследники; наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8:16,17). В Таинстве человек опять приемлет Святого Духа и делается причастником Божественного естества. Человеческая душа обретает семя бессмертия: через обновление духа обновляется и тело. Верующий крестится мертвых ради (1Кор. 15:29) — исповедует свою веру в воскресение мертвых и, таким образом, крестится в вере и надежде будущего воскресения. Спогребшись Христу крещением в смерть (Рим. 6:4), человек получает от Него силу бессмертия. 

Как Христос умер за всех и воскрес, так и все, умершие о Христе, воскреснут с Ним (см.: 1Фес. 1:10; Еф. 2:5). Смерть телесная для верующего человека — уже не смерть, а сон. Поэтому умершие во Христе именуются на языке Церкви усопшими.

Благодать Божия, даруемая человеку при Крещении, таинственно входит в его сердце и потом постоянно пребывает и сокровенно действует в нем, помогая ему жить по-христиански и преуспевать в жизни духовной, которая «зачинается в Крещении». И новое имя, которое дается человеку при Крещении, указывает на новое рождение его от воды и Духа, на существенное изменение в человеческой природе при совершении Таинства. Святой апостол Павел называет Крещение баней пакибытия (1 Тит. 3:5), потому что в этом Таинстве мы омываемся от грехов и возрождаемся для нового, вечного бытия. В Крещении человек соединяется со Христом и через Таинство Евхаристии становится причастником Божественного естества по духу и по телу: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). По словам Апостола,аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5:17). Дар Святого Духа — это знак, «отпечатлевающийся на всем существе крещаемого, посредством которого разузнают и различают его потом и Небесные и земные».

Та же сила Крещения сохраняется и на принявших это святое таинство в младенчестве. При крещении младенцы получают все, что даруется крещаемым и в зрелом возрасте. В детях благодать действует самостоятельно по вере их родителей и восприемников. Она в них остается подобием семени, которое и родители, и воспитатели должны возрастить, чтобы дети, по достижении возраста самосознания, были уже готовы свободно и сознательно подчиниться действию благодати и исполнять те обеты, которые даны за них восприемниками. Таким образом, на родителях и восприемниках лежит нравственный долг дать детям христианское воспитание.

Сейчас, когда Крещение совершается не только над младенцами, но и над взрослыми, крещаемые стараются приготовиться к таинству изучением истин святой веры, молитвой и постом, чтобы сознательно приступить ко Святому Крещению. Однако и после Крещения непозволительно человеку жить безразлично. Крещение — это только благодатный и щедрый залог нашего спасения. Возрожденный водою и Духом тотчас становится на трудный путь подвига и постоянной борьбы против искушений, страстей и греха. И устоять на пути ко спасению возможно прежде всего отвержением себя, самопринуждением и самопротивлением. «Крещение на нашем языке,— пишет святитель Феофан Затворник,— созвучно с крестом. Счастливое созвучие! Ибо хотя видимое действие Крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем, духовном кресте».

Таинство обязывает человека, вышедшего из купели Крещения, внимательно относиться к своей жизни. «Крещение,— говорит святитель Григорий Богослов,— восполняя первое рождение, из ветхих делает нас новыми, из плотских, каковы мы ныне,— богоподобными, пережигая без огня и воссозидая без разрушения. Ибо… под силой Крещения нужно понимать завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты. И, конечно, каждый из нас более всего должен страшиться и больше всего хранимого хранить (Притч. 4:23) свою душу, чтобы не оказаться нам солгавшими этому исповеданию… Сколь опасно сделаться нарушителями заветов, которые заключены нами с Самим Богом, и быть виновными перед Истиной не только в других грехах, но и в самой лжи. Притом нет другого такого ни возрождения, ни воссоединения, ни восстановления… Хотя, насколько возможно, мы стремимся потом к очищению (в Покаянии) со многими воздыханиями и слезами и таким образом излечиваем раны, но лучше не иметь нужды во втором очищении, а устоять в первом… Ибо страшно вместо нетрудного излечения употреблять труднейшее, отвергнув благодать милосердия, сделаться надлежащими наказанию… Да и сколько нужно пролить слез, чтобы они сравнялись с источником Крещения? И кто поручится, что смерть ждет нашего исцеления?».

Обновление жизни по обетам Святого Крещения, являющегося залогом нашего спасения, предполагает труд и подвиг целой жизни.

Христианин, помни обеты, данные не человеку, но Богу при Святом Крещении. Страшно солгать Богу! Бог поруган не бывает. Взыщет Он с тебя обеты твои, когда позовет тебя к Себе на Суд. Там ты увидишь, Кому ты солгал, не сохранив обетов своих. Вспомни их ныне, и покайся, и твори дела, достойные твоих обетов, чтобы не с ложью явиться на Суд и не разделить участь со лживыми.

 Святитель Тихон Задонский

Завершает Таинство Крещения Таинство Миропомазания, в котором верующему подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его в духовной жизни.

Миропомазание — самостоятельное таинство, хотя и совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. «В Таинстве Миропомазания на высоте святости и чистоты, открытых Таинством Крещения, на христианина полагается печать Дара Духа Святагочерез помазание частей его тела святым миром… Запечатленные святым миром облекаются в одежду благоухания Святого Духа. Печатью Дара Духа Святаго Церковь совершает посвящение — быть человеку храмом Божиим, в котором обитает и живет Дух Божий (см.: 1Кор. 3:16; 6:19)«Храм Божий — свят, а этот храм — вы»,— говорит апостол Павел (1Кор. 3:17).

Через миропомазание человек вводится в литургическую жизнь Церкви: слышание и усвоение слова Божия, причащение Тела и Крови Христа Спасителя в Таинстве Евхаристии». Человек начинает видеть присутствие Божие в мире, в людях, познавая тайну Царствия Божия и правды Его (см.: Мф. 6:33)Подобно тому, как, сотворив человека, Бог вдунул в его лицо дыхание жизни (см.: Быт. 2:7) и, совершив в лице Своего Сына искупление людей, послал им в день Пятидесятницы Святого Духа, так и после Крещения, духовного рождения, через миропомазание посылается человеку Дух Святой. Таким образом, это таинство является личной Пятидесятницей человека, вступившего в Церковь, оно поставляет его равным среди верных и сподобляет отныне быть причастником Тела и Крови Христовых.

Для совершения Таинства Миропомазания употребляется благовонное миро, приготовление и освящение которого совершалось еще в ветхозаветные времена (см.: Исх. 30:25–30)В Православной Церкви миро, приготовленное из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и благовонных веществ, освящается Патриархом по особому богослужебному чину в Великий Четверг.