Исповедь

ИсповедьИсповедь в нашем храме совершается в богослужебные дни: утром в будни – 9:30; утром в воскресенья и праздники – 9:00; вечером накануне воскресных и праздничных дней – 17:55 (необходимо уточнять). Просьба не опаздывать к началу исповеди и богослужений!

Человек, исповедующий свои грехи на исповеди, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Исповедь (или Таинство Покаяния) называют вторым крещением. В современной Церкви исповедь, как правило, предшествует Таинству Евхаристии (причащения), поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе.

Необходимость в исповеди связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, по немощи человеческого естества продолжает грешить. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было исповеди, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом.

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).

Покаяние (греч. – μετάνοια) – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Господь говорит: не хочу смерти грешника (Иез. 33:11). А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10).

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7).

В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божие бесконечно.

Надо просить у Господа дар – видеть свои грехи, поскольку, по словам апостола Иоанна, если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин. 1:8–9). Плод покаяния – примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божией.

Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в Таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи. Покаявшийся грешник получает в таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.

ВАЖНО! Раскаяние на исповеди не является достаточным условием для Таинства Покаяния. Необходимо также изъявление кающимся грешником воли к исправлению, твердое намерение бороться с грехом, желание сотворить достойные покаяния плоды.

Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.

Это происходит следующим образом.

1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния, побуждая исповедников к чистосердечному раскаянию.

2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь.

3. Священник, приняв эту исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую Сам Господь разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний в вечности за чистосердечно исповеданные грехи.

Читайте также:

Таинство исповеди-покаяния есть великая милость Божия
Исповедь  (по работам о. Александра Ельчанинова)
Подготовка к исповеди
Общая исповедь
О епитимиях
О времени совершения таинства исповеди
Исповедь у старца Зосимы