Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе

9 апреля, 2017

В праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), 9 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил в Исаакиевском соборе Божественную литургию с участием детей.

При входе в собор митрополита приветствовал с букетом цветов директор ГМП "Исаакиевский собор" Николай Буров.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Алексий Исаев, архимандрит Иероним (Тестин), протоиереи Александр Пелин, Роман Вепхвадзе и другие священнослужители.

В храме молился вице-губернатор Игорь Албин.

Богослужение украсили пением хор Исаакиевского собора, сводный хор православной молодежи и детский Владимирского собора. Дети читали часы и стихи третьего антифона.

Было совершено поминовение жертв теракта, произошедшего 3 апреля в метрополитене.

Молящиеся причащались из восьми чаш.

В богослужении и крестном ходе приняли участие около восьми тысяч человек.

Для шествия были доставлены три тысячи пальмовых ветвей.  Крестный ход был совершен с подобием "шествия на осляти": впереди следовала запряженная лошадью повозка с детьми, за ней шли юные хоругвеносцы от благочиний епархии, детские хоры и все молящиеся.

После молитвенного шествия и пения в соборе величания празднику митрополит Варсонофий произнес архипастырское слово.

"Навстречу Господу вышло множество людей, потому что они узнали, что Он недавно воскресил четверодневного Лазаря, - сказал владыка. - Он, въезжая в Иерусалим на осле, видел, что люди радостно приветствуют Его, особенно дети, которые чувствуют Спасителя сердцами, потому что их сердца - чистые. Но Господь среди этой радости скорбел, потому что понимал, что Его въезд в Иерусалим будет понят неправильно, и люди не узнают своего Мессию".

"Господь шел в Иерусалим, а на самом деле - на Голгофу, - продолжил архипастырь. - И ничто не может отменить Промысла Божия о Нем и обо всех нас. Мы помним, как Спаситель рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать, и они стали отговаривать Его (Мф. 16:21-25). Во всех Евангелиях говорится, что Пилат хотел отпустить Его (Мф. 27: 15-21; Мк. 15:6-15; Лк. 23:17-25; Ин. 18:39-40), но ничего не получилось: воля Отца Небесного такова, чтобы Господь Иисус Христос шел на страдания и крестную смерть. Это первый урок для нас - мы должны понимать, что у каждого есть свое предназначение. Часто счастливые дни сменяются скорбями, потерями, и все это надо мужественно переносить, потому что такова воля Божия о нас".

"Второй урок Господь преподал нам: когда Он вошел в Иерусалим, пошел в Свой дом. А домом для Него был храм. И кого Он увидел там? Торговцев и менял, они заполнили весь храм, и вокруг столов менял было шумно. Тогда Господь, "сделав бич из веревок, выгнал из храма всех" (Ин. 2:15) и сказал: "Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников" (Мф. 21:13). Урок в том, что дом Божий должен оставаться домом Божиим, а все остальное - приложение, - подчеркнул владыка Варсонофий. - Господь просил, чтобы приводили к Нему детей (Лк. 18:15-16). Что родители в ребенка вложат, с тем он и будет жить. У детей Израиля воспитывалась вера в грядущего Мессию, дети знали, что Он скоро придет. И когда они пришли встречать Христа, то увидели в Нем Спасителя. Господь благословил детей, Он любил их и понимал, что они не виноваты в том, что их родители ведут неправильную жизнь".

"Третий урок - чаша терпения Господа не безгранична. Он много помогал народу иудейскому, охранял и благословлял его. Но после того, как иудеи отвергли Его, стали кощунствовать, наказал их. Мы знаем, что через сорок лет после евангельских событий миллионы людей будут замучены в Иерусалиме, а сто тысяч, по словам Иосифа Флавия, будут рассеяны по всему миру. Сам город, который встречал Спасителя, будет разрушен, от него останется только Стена плача, и от Иерусалимского храма ничего не останется. Вот так совершается суд Божий над кощунниками, отступниками, богоборцами. Мы должны делать то, что хочет от нас Господь. Если это храм, в него нужно приходить и молиться в нем. Особенно важно приводить детей, потому что первая ступень спасения для них - когда они переступают порог храма. Детей надо чаще причащать, воспитывать так, чтобы они стояли на твердом камне веры во Христа. Поздравляю родителей и детей, которые сегодня пришли в собор, желаю вам помощи Божией в духовном росте", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Ключарь подарил правящему архиерею крест и панагию с изображением преподобного Исаакия Далматского.

С корреспондентом ИА "Вода живая" поделились впечатлениями некоторые из молящихся. В их числе оказались гости из Москвы - они приехали к родственникам и, узнав о крестном ходе, решили принять участие.

"Я из храма великомученика Георгия Победоносца в Купчине, - рассказала Елена, волонтер добровольческой службы при епархиальном отделе по делам молодежи. - На нашем приходе есть молодежный клуб, ребята участвуют во всех значимых церковных событиях. Желающих всегда много".

"Мы из Кировского благочиния, - рассказал клирик храма иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" на проспекте Народного Ополчения иерей Димитрий Дмитриев. - У нас большая воскресная школа: район новый, храмов мало, а народу много. Желающих приехать на крестный ход было достаточно. Родители говорили, что рады побывать в Исаакиевском соборе, потому что они давно там не были. На детей произвела впечатление живопись, они внимательно ее рассматривали".

В XVII веке в столичном праздновании Вербного воскресенья принимали участие представители светской и церковной властей. Архиерейский крестный ход сопровождался "шествием на осляти". При императоре Петре I шествие было упразднено. Спустя более трехсот лет, в 2014 году, традиция  возродилась.

ИА "Вода живая",
09.04.17

храм «Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в Московском парке Победы»  на сайте «Глобус Санкт-Петербургской митрополии»