ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИ КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА ОТ БОГОЯВЛЕНСКОЙ ВОДЫ? КАКАЯ ВОДА СИЛЬНЕЕ – КРЕЩЕНСКАЯ ИЛИ БОГОЯВЛЕНСКАЯ?
Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается дважды: в Крещенский сочельник (18 января) сразу после Божественной литургии и 19 января – в сам день Крещения Господня. В течение обоих дней в любом храме можно набрать крещенской воды. Оба раза вода освящается ОДНИМ чином, поэтому нет никакой разницы в том, когда набирать воду – в Сочельник или в сам Праздник Крещения, нет никакой разницы между водой Крещенской и Богоявленской. Настоятельно рекомендуем приходить за водой 18 января, т.к. в этот день в храме традиционно меньше людей!
Главное – не забыть о великом дне Крещения Господня и быть на Божественной литургии, правильно в этот день исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Придя домой, верующие с молитвой окропляют крещенской водой свои дома.
Крещение и Богоявление – названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.
Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.
КАКАЯ ВОДА СИЛЬНЕЕ – КРЕЩЕНСКАЯ ИЛИ БОГОЯВЛЕНСКАЯ?
Крещенская и Богоявленская вода – это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник (18 января) или в сам день Крещения (19 января). Праздник Крещения Господня также называется Богоявлением – отсюда два названия воды. Разницы в ней нет.
Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды – и в Сочельник Крещения, и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.
Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения – в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.
Традиция освящать воду второй раз (19 января) изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.
Источники: pravmir.ru, foma.ru